Шизофония: скрытая опасность наушников.


Шизофония: скрытая опасность цифрового звука.  Шизофония – это термин, который обозначает разрыв процесса производства звука и условиями его принятия. Есть похожий термин – акусамтизм. Говоря проще, это звук музыки, слова и звуки, источника которых мы не видим (цифровой звук). Злоупотребление наушниками имеет много аспектов, как и ослабление слуха, так и ряд других. Но постоянное пребывание в наушниках (особенно с детства), приводит к тому, что расстраивается работа зрения и слуха, что может потенциально приводить к развитию психических заболеваний. Это как разрыв между слухом и реальностью. Ну, а более очевидный побочный эффект – снижение удовольствия от звуков. Поэтому живой звук – лучший звук. Так же наушники - это риск аварии. У пешеходов с плеерами шансы попасть в серьезную аварию возрастают в 3 раза.
Шизофония: скрытая опасность наушников.
Шизофония: скрытая опасность наушников.


Часто люди используют музыку в наушниках как способ оградиться от внешнего мира. И такие люди практически все время носят наушники. Но это реально опасно для мозга и вызывает разрыв между реальностью и воображаемым по звукам миром.

Все, конечно, знают, что такое шизофрения . Но вряд ли кто способен похвастаться знакомством с термином "шизофония", хотя сходство второго слова с первым очевидно и содержит в себе некую интригу. Имеется же в виду нечто простое и до того привычное, примелькавшееся, что никому и в голову не придет подбирать для этого явления специальный термин. Между тем поговорить об этом феномене представляется делом необходимым, и странное слово "шизофония" здесь выбрано как раз для того, чтобы подчеркнуть эту объективную необходимость. Шизо (греч. schizo) - делю, раскалываю. Шизофрения - раздвоенное, расколотое сознание. Следовательно, шизофония (по аналогии) - разорванное звучание. Да, именно это и есть один из глобальных феноменов XX века. И именно о нем пойдет речь.

Конечно, цифровая музыка – это великое открытие. Но часто отрицательным образом сказывается то, что канадский композитор и педагог Р. Мёррей Шефер назвал «шизофонией»,— отделение звучания от его источника, каким является реальный инструмент или ансамбль, играющие музыканты, зал, студия, в которых осуществлена звукозапись. Музыка, отделившись с помощью электроакустической техники от своего источника, все же несет с собой свое физическое пространство, несовместимое с пространством новой, например, природной среды. Это пространство концертной студии звукозаписи с ее акустическими реверберационными параметрами. Более или менее продолжительное вслушивание позволяет улавливать эти характеристики и ведет к неприятному ощущению двойственности, противоречивости — наложения студийного пространства на природное. Воспитанное миллионами лет слуховое постижение пространства терпит здесь большие муки, и хотя рассеянно слушающие музыку люди улыбаются и шутят, их периферический пространственный слух постепенно атрофируется, отказываясь решать почти бессмысленные задачи, его возможности сокращаются как шагреневая кожа.

Шизофония: скрытая опасность наушников.

Риск травм и аварий.

У пешеходов с плеерами шансы попасть в серьезную аварию возрастают в 3 раза! Самая распространенная причина разрыва с реальностью - это ДТП и травмы на улице из-за наушников.  У нас действовать запрет на использование мобильных телефонов для водителей, многие автолюбители выступили с симметричной инициативой запретить пешеходам использовать наушники. Их аргументация была достаточно простой: пешеход является таким же участником дорожного движения, как и автомобиль. Следовательно, очень важно, чтобы у пешехода во время движения также были задействованы все органы чувств.

Особой проблемой являются тинейджеры и школьники, которые любят использовать наушники большой емкости. Вместе с тем, мощность таких наушников практически заглушает окружающие звуки, даже сильный сигнал автомобиля или общественного транспорта. Пешеходы в наушниках давно стали проблемой для дорожного движения и поддерживает инициативу отдельных парламентариях. Также  не меньшей проблемой являются люди со смартфонами, постоянно совершающие действия с сенсорным экраном и не смотрящие по сторонам.  Находясь в наушниках, люди могут просто отвлечься, сосредоточиться на любимой мелодии или вообще погрузиться на несколько секунд в воспоминания, которые вызывает та или иная песня. Таким образом, пешеходы-меломаны и велосипедисты лишаются возможности слышать приближающийся автомобиль или сигнал клаксона и подвергают себя опасности.

Человеr с плеером становится не только уязвимым перед автомобилем или нападением, он беззащитен перед любой нестандартной или внезапно изменившейся ситуацией, так как фактор неожиданности здесь играет огромную роль.  Кстати, на полную мощность врубленная музыка в салоне автомобиля, когда ее слышно даже прохожим, это тот же «плеер». Внимание рассеивается, а опасность увеличивается в разы. 



Когда согласья в чувствах нет


Прежде всего он подчеркивает одно из кардинальных изменений в музыкальной культуре. Плюсы его неоспоримы: повсеместное распространение любой музыкальной продукции, независимость звучания от специфических условий музицирования, свобода оперирования записями, возможность использования в творчестве, в научном исследовании и, наконец, фиксация для хранения. Но есть и другие следствия, оценка которых не может быть однозначно положительной. И на них тоже стоит обратить внимание потребителям звукотехники.

На физическом и психофизиологическом уровнях можно констатировать пространственный диссонанс - своего рода "шизотопию", особенно заметную при стереофоническом воспроизведении музыки. Известно, что звукозапись заключает в себе кроме самой художественной ткани произведения богатейшую информацию о ситуации исполнения: о взаимном расположении публики и музыкантов (солистов, оркестра, хора), о чутком, гулком и просторном концертном зале, наполненном специфическими шорохами, шелестами, восторженной внимательной тишиной, определяемой образным выражением "дыхание зала". Но даже и плохая монофоническая запись непременно отражает характер пространства, в котором впервые была осуществлена. Именно это слитое с музыкой звуковое пространство при слушании записей, как правило, и приходит в диссонанс с пространством зрительным.

Глаз не подтверждает тех ощущений, которые для уха рождаются звучанием. В домашних условиях, например, резонанс концертного зала никак не соответствует зрительно воспринимаемым размерам комнаты.

С наушниками еще сложнее. Ведь при наклонах и поворотах головы слышимый концертный зал волшебным образом накреняется, поворачивается, чего в действительности быть не может. И тут возникает почти неосязаемый физиологический дискомфорт, подобный воздействию морской качки на вестибулярный аппарат, вызывающей тошноту и сердцебиение. Дело, конечно, не доходит до морской болезни. Но тем коварнее эффект. Человек с наушниками, идущий по улице шумного города, счастлив, что вместо рева машин слышит музыку. Но что это значит? 
Да то, помимо всего прочего, что через городской шум и пространство, воспринимаемое, конечно, и глазом, и ногами, и вестибулярным аппаратом - через все это человек несет навязываемое слуху другое пространство и другой шум, выключая тем самым ухо из ансамбля всех остальных органов ориентации. А такое выключение усиливает автономию слуха, неуклонно приближает ее к опасной черте, за которой таится новая угроза - распад природных связей органов чувств. В толпе человек с наушниками оказывается одиночкой. Но если выражаться точнее, лишь половина его пребывает в акустическом одиночестве, другая же - в пестром, мелькающем людском водовороте. Это тоже шизо-, но уже не только -фония.  Но главное - насилие над культурой художественного, эстетического, попросту нормального восприятия, приводящее к деградации связанных с музыкой психофизиологических и нравственных черт личности. 


Слово в защиту "зеленой акустики"


Восхитительное путешествие по эфиру сквозь потрескивание, шорохи и электрические завывания, сквозь череду перебивающих друг друга разноголосых и разноязыких программ, осуществляемое простым передвижением рычажка настройки, не перестает оставаться чудесным следствием чудесных изобретений - шизофонических метаморфоз, благодаря которым в электромагнитный океан земной эфирной оболочки вливаются мириады разнозвучных струй. И каждая из них заставляет вибрировать эту оболочку в своем электромагнитном ритме. Великолепный колебательный компот! И какое чудо, что с помощью винта настройки можно высасывать из него акустическое золото, серебро, медь.

Задумываемся ли мы над притупляющим, ненавязчиво вредным воздействием пестрого до безвкусицы акустического дизайна? Австрийский музыковед-социолог Курт Блаукопф еще более четверти века назад обратил внимание на то, что для каждого жанра - симфонического, камерного, эстрадного и т.п. характерна своя реверберация, свое время отзвука, длящегося в тех или иных помещениях (например, гулкий отзвук собора и соответствующий ему темп смены гармоний в церковной музыке).


Заключение:




1. Не злоупотребляйте наушниками

2. Попробуйте чаще походить на живые концерты (от классики до рока).


Дело в том, что музыка отличается от театра и литературы, она гораздо непосредственнее связана с психологическими движениями, прямо адресована душе и сразу вызывает ее резонанс. Пусть каждый, если захочет, будет искать свои противоядия опасным проявлениям шизофонии.

Кто-то реже будет надевать наушники, находясь в транспорте. Кто-то станет слушать музыку дома, закрыв глаза или притушив свет. Кто-то приведет убранство своей комнаты в соответствие с представлениями о старинном музыкальном салоне, о камерной обстановке со свечами и бархатом, в которой могла звучать музыка клавесина, и тем самым частично снимет историческую "шизохронию". А кто-то вообще чаще будет ходить в настоящий концертный зал. Да мало ли вариантов. Важно лишь осознать саму сущность того разрыва, который обеспечивает свободу манипулирования звукозаписями и звукотехникой, видеть не только его плюсы, но и минусы, и хоть иногда вспоминать о развернутой здесь "зеленой акустической философии".



Источник: Шизофония. Журнал "Салон АВ" 0 г. Е . Назайкинский

Комментарии

Архив

Показать больше

Ярлыки

болезни40 путешествия39 лептин38 нейробиология38 ресурсы здоровья38 телесность32 видео30 генетика30 экологичность30 стрессоустойчивость29 вес28 сон28 свет26 семья26 семинар здоровое питание23 цикл "день-ночь"23 история21 иммунитет20 измерение ресурсов здоровья18 советы18 тест18 неврология17 инсулин16 красота16 традиции16 воспитание15 диагностика14 завтрак14 инфекции14 медицина14 социальные связи13 водно-солевой баланс12 микрофлора12 наука12 осанка12 рецепт11 семинар ваш ресурс стрессоустойчивости11 температура11 циркадные ритмы11 привычки10 природа10 самоидентичность10 солнце10 юмор10 СМИ9 беременность9 минимализм9 практика9 mtor7 война7 здоровье7 старение7 эволюция7 будущее6 курс здоровая телесность6 продуктивность6 NO5 дизайн5 психология5 сознательность5 холод5 шум5 архив4 грелин4 движение4 депрессия4 дети4 дом4 искусство4 кофеин4 личное4 нейропластичность4 родословная4 секс4 тестостерон4 генеалогия3 гистамин3 еда3 заметки3 книга3 отзывы3 семинар осознанность3 смерть3 анализы2 витаминД2 гомоцистеин2 долголетие2 лайфхак2 мелатонин2 мотивация2 окситоцин2 серотонин2 спонтанность2 среда2 термогенез2 Белавешкін1 ПТСР1 беларусь1 беловешкин1 богатство1 воля к жизни1 гормоны1 девайсы1 добавки1 железо1 консерватизм1 лекция1 метаболизм1 обогащеннаясреда1 ожирение1 окружение1 осанка.1 работа стоя1 ресурсы1 рефид1 сахар1 статус1 стоицизм1 триптофан1
Показать больше