Нервные клетки надо беречь! Посмотрите на них!

Вы часто слышите и говорите: "Нервные клетки надо беречь"?


А пока полюбуйтесь как выглядят те самые нервные клетки, миллионы которых вы можете сберечь, пройдя семинар! Рисунки Грега Данна, нейробиолога и художника.


(Фото после статьи)





Грег Данн по образованию нейробиолог, а по призванию художник. В 2011 году он закончил Университет Пенсильвании, но вместо науки решил заняться искусством. Грег купил камеру сенсорной депривации и начал рисовать ландшафты мозга.

По его собственным словам его самой большой страстью в жизни всегда была японское искусство и неврология.  В своих картинах Грег попытался совместить два своих увлечения. Кажется, получилось отлично.




Что необычного в этих картинах? Только то, что они представляют совершенно новый жанр живописи, где современная наука тесно сплелась с японской техникой живописи суми-э. Никто ничего подобного ранее не делал, за исключением любителей микрофотографии. Нейроны совсем крошечные по масштабам, но они обладают той же красотой, которую мы видим в постоянно окружающих нас форм природы, деревьев, птиц, цветов.«Его работы сочетают в себе геометрию нейронов и эстетику восточного азиатского искусства акварели, большинство работ исполнены на сусальном золоте.
Был один переломный момент в моей жизни, когда я стоял перед выбором, чем заняться, - рассказывал Грег. - Было очень трудно отделить интересующие меня предметы от тех, которыми я был по-настоящему увлечен. Чуть позже я понял, что каждое мое увлечений так или иначе было связано с неврологией, точнее с фактом, что ни кто из нас не может выражать свои чувства, эмоции или взаимодействовать с другими людьми без участия мозга. А поскольку работа мозга есть одна из величайших тайн Вселенной, неврология показалась мне наиболее привлекательным занятием и весьма благодатной областью для исследования".

Живопись суми-э и Дзен Грега Данна

Грег занялся живописью, когда учился в аспирантуре. Живопись восполнила не только потребность будущего ученого в творческом самовыражении, но и явилась способом спасения от разочарований после неудачных лабораторных экспериментов. Широкая общественность вряд ли имеет хоть малейшее понятие о том, насколько трудно исследовать мозг. Ответ на основной вопрос биологии кроется за бесчисленным количеством переменных, пытаясь вычислить которые наука раз за разом терпит неудачи.


Живопись помогла Грегу смягчить мучительное чувство разочарования, давала определенную долю ощущения контроля над ситуацией. Ученый считает рисование занятием, помогающим восстановить психическое равновесие, потому что дает свободу от рамок материального мира, свободу воспроизводить образы, порождаемые сознанием, и делает эти образы понятными для остального мира. Если у научного эксперимента существуют строго заданные границы, то визуальное искусство рамками не ограничивается.
Природа нейронов обладает всеми качествами Дзен, считает Грег. Сходство начинается со спонтанных узоров ветвлений и заканчивается умопомрачительными по своей красоте и непостижимости нейронными ландшафтами. Хотя клетки мозга слишком малы, не видны без микроскопа, они являются такой же частью живой природы, как и любой предмет, изображаемый мастерами суми-э в картинах: деревья, переплетающиеся ветви, тростник и т.д.
Картины китайских или японских мастеров суми-э могут показаться примитивными, обыкновенными акварельными картинками, которые способен нарисовать любой школьник, владеющий кистью. В действительности это далеко не так. Техника суми-э рассчитана на то, чтобы, благодаря отсечению лишних деталей, выразить непосредственную суть предмета, его природу. Несмотря на кажущуюся простоту, на обучение суми-э требуются годы, иногда целая жизнь. Суми-э требует предельного сосредоточения и внутреннего спокойствия, и без медитативной практики художнику не удастся довести технику линии и штриха до совершенства, ведь каждое движение кисти мастера есть прямое отражение состояния его ума. Потому на Востоке считается, что суми-э - идеальное средство, с помощью которого живописец может общаться со своим внутренним состоянием. Практика суми-э часто является обязательной дисциплиной в буддийских монастырях.


Лучшие картины, по мнению Грега, получаются только после медитации, поскольку несколько минут успокоения и сосредоточения приводят в порядок мысли и ум, что благотворно сказывается на творчестве. Ведь вдохновение само по себе не приходит, считает Грег, особенно, если ум замусорен проблемами. Однако не всегда удается медитировать перед каждым важным шагом. Чаше сознание увязает в сонме бессвязных идей творческого процесса. Множество идеи нередко кажутся одна лучше другой, заставляют браться за карандаш немедленно, хотя сознание понимает, что лучше бы не сразу приступать к рисунку, а выделить некоторое время на медитацию, то есть успокоить ум и чувства. Казалось бы, говорит Грег, медитация - это пустая трата времени, но без успокоения ума и удаления из него роя навязчивых мыслей просто невозможно создать хорошую картину.

Фрактальная спонтанность

Когда у Грега однажды спросили, какими методами он пользуется для достижения эффекта случайности и спонтанности в живописи, художник рассказал следующее.
Мозг, по существу, это образец идеального фильтр-детектора, экстрагирующего упорядоченность из хаоса. Обратная операция, - превращение порядка в хаос - для мозга задача трудная. Это легко доказать. Попробуйте начать рисовать случайные штрихи в различных направлениях, и очень скоро вы поймете, что они далеко не случайны. Вы укладываете штрихи, подчиняясь каким-то бессознательным правилам, регулирующим моделям, которым вас обучили в художественном училище. Получается, что в основе всей вашей спонтанности лежат жесткие модели штриха.
Чтобы облегчить работу с моделями и шаблонами, глубоко засевшими в голове, Грег изучает закономерности роста ответвлений нейронов. По внешнему виду нейрон очень похож на кляксу, оставляемую брызгами чернил на бумаге. По аналогии с нейронами головного мозга Грег обнаружил, что при определенных условиях капля чернил, упавшая на бумагу, создает случайные разветвления брызг. Причиной такого поведения могут быть тонкие колебания воздуха, определенная ориентация волокон бумаги или неуловимые изменения ее впитывающих свойств. Все факторы в совокупности вызывают разнонаправленное разделение брызг, стремящихся по пути наименьшего сопротивления. Поведение нейрона в точности такое же. Аксоны и дендриты растут наружу от тела клетки, соприкасаются с другими клетками на пути роста, но "обтекают" их, следуя пути наименьшего сопротивления сквозь клеточную матрицу. Аналогичные шаблоны поведения легко найти в природе: ветви деревьев, виноградная лоза, трещины на камне, облезающая с поверхности металла краска. Такие, казалось бы, случайные ветвления, Грег Данн называет "фрактальным устройством Вселенной".


Из философии фрактального устройства Вселенной исходит творческий метод Грега Данна. Он состоит в соблюдении некоего баланса между непредсказуемой спонтанностью росчерков и брызг суми-э и сознательным направлением творческого процесса. Здесь прослеживается прямая параллель с медитативной практикой. В медитации, постоянно "разрывая" бесконечно тонкую черту между "усилием" и "не-усилием, начинаешь понимать самый верный путь к естественному состоянию недвойственного осознавания. В живописи эта недвойственность может разрешиться при нахождении естественного баланса между спонтанностью росчерков, закованных, между тем, в определенные рамки, например, картинной плоскости. Так что живопись, по мнению Грега, ужа сама по себе есть духовная практика.

Совмещение науки и искусства

Большинство людей действительно полагают, что наука и творчество несовместимы. Однако практически наука и искусство дополняют друг друга. Они рождаются из общего человеческого инстинкта - стремления обмениваться опытом. Подобно инстинкту размножения, который лежит в основе желания влиять на мир посредством наших генов, инстинкт общения лежит в основе нашего желания влиять на мир посредством идей. Обмен опытом - это основа научной и художественной культуры. Он имеет фундаментальное значение для выживания человека как вида.



Искусство и наука подобны двум полюсам спектра. Наука является методом описания объективной действительности, искусство - метод описания субъективной реальности. Основой научного метода является эксперимент; если один ученый резко критикует мнение другого ученого, то он обязан доказать это, повторив свой опровергающий эксперимент и получив тот же результат, что и при первом эксперименте. В живописи немного не так. Два разных художника одинакового уровня мастерства не станут ссылаться на консенсус реальности, создавая совершенно одинаковый пейзаж. Но когда вы попросите их написать абстрактный пейзаж, то художники станут ссылаться каждый на свое внутреннее видение, субъективный опыт.
Искусство - это способ перенести наши субъективные переживания в общепринятую для понимания форму. Одновременно наука раскрывает аспекты реальности, которые всегда существовали и будут существовать. Оба спектра рождаются из желания творить, создавать новое, экспериментировать и делиться полученными результатами с окружающими.
Как ни странно, но человеческий мозг, похоже, настроен на то, чтобы воспринимать фрактальные явления как красивые. Это особенно заметно после детального изучения картин восточных художников, даже восточной орнаментики. Научно доказано, что восприятие красоты у разных народов мира связано с особенностями устройства нейронной сети головного мозга. Именно поэтому многие жители Запада не способны понять и оценить эстетику искусства Востока, но могут лишь восхищаться им как экзотикой.
Эмоции глубоко влияют на чувственные восприятия. В зрительной системе существует очень сложный каскад событий обработки, который начинается сразу после того, как свет попадает на сетчатку глаза, и заканчивается построением в сознании целостного изображения. Вторым шагом распознавания предмета мозгом является решение вопросов, касающихся формы, цвета, размера предмета и многих других. Интересно, что эти начальные оценочные данные, прежде чем попасть в отдел мозга, отвечающий за генерацию целостного образа предмета, проходят через лимбическую систему. Лимбическая система примешивает к получаемым оценочным данным информацию, поступающую из памяти и эмоции. Потому такая грубая обработка данных лимбической системой добавляет эмоциональную интонацию к сенсорным данным и искажает объективное представление о предмете. Это бессознательный процесс и именно он ответственен за обманы зрения, например, когда мы смотрим на шланг, то представляем змею.
Таким образом, наши эмоции и подсознание постоянно окрашивают восприятие. Этот научный факт позволяет по-новому взглянуть на аспекты духовной практики и попытаться увидеть мир таким, какой он есть на самом деле, а не такой мир, которому мы приписываем свойства, порожденные нашим разумом.

Технология и метод

Первым шагом Грег делает грубые наброски будущей картины в Photoshop, используя при этом реальные фотографии, например, микроснимки коры головного мозга. Грубый набросок - основа будущей картины, но его элементы никогда не переходят на полотно. Здесь Грег раскладывает лишь силуэты и определяет модель нейронной архитектуры.
Если набросок удовлетворяет, Грег переходит к экспериментированию с цветом. Цвет для художника - вторичный атрибут. Он хоть и важен для картины, но эскиз в цвете - это всего лишь усовершенствование наброска, не более. Художник решает, какие элементы будут окрашены золотом, какие эмалью, а какие просто нарисованы чернилами.
После цветового наброска Грег переходит к его материальному воплощению. Но не сразу, а по прошествии некоторого времени, иногда значительного. Когда детали процесса работы над эскизами стираются из памяти, Грег приступает к картине.
Для чего делается такой перерыв? Сам художник говорит, что перерыв избавляет его от лишних колебаний. Когда конечный результат известен, нужно просто достичь его без лишней болтовни и почесывания затылка в попытках нахождения более креативных решений.























Істочнік: http://zen-designer.ru/artists/759-vselennaya-fraktalov-nejro-khudozhnika-grega-danna



Комментарии

Архив

Показать больше

Ярлыки

болезни40 путешествия39 лептин38 нейробиология38 ресурсы здоровья38 телесность32 видео30 генетика30 экологичность30 стрессоустойчивость29 вес28 сон28 свет26 семья26 семинар здоровое питание23 цикл "день-ночь"23 история21 иммунитет20 измерение ресурсов здоровья18 советы18 тест18 неврология17 инсулин16 красота16 традиции16 воспитание15 диагностика14 завтрак14 инфекции14 медицина14 социальные связи13 водно-солевой баланс12 микрофлора12 наука12 осанка12 рецепт11 семинар ваш ресурс стрессоустойчивости11 температура11 циркадные ритмы11 привычки10 природа10 самоидентичность10 солнце10 юмор10 СМИ9 беременность9 минимализм9 практика9 mtor7 война7 здоровье7 старение7 эволюция7 будущее6 курс здоровая телесность6 продуктивность6 NO5 дизайн5 психология5 сознательность5 холод5 шум5 архив4 грелин4 движение4 депрессия4 дети4 дом4 искусство4 кофеин4 личное4 нейропластичность4 родословная4 секс4 тестостерон4 генеалогия3 гистамин3 еда3 заметки3 отзывы3 семинар осознанность3 смерть3 анализы2 витаминД2 гомоцистеин2 долголетие2 книга2 лайфхак2 мелатонин2 мотивация2 окситоцин2 серотонин2 спонтанность2 среда2 термогенез2 Белавешкін1 ПТСР1 беларусь1 богатство1 гормоны1 девайсы1 добавки1 железо1 консерватизм1 лекция1 метаболизм1 обогащеннаясреда1 ожирение1 окружение1 осанка.1 работа стоя1 ресурсы1 рефид1 сахар1 статус1 стоицизм1 триптофан1
Показать больше